Лебяжье, 16.04.2013

Снег тает стремительными темпами. На фото ниже - как выглядел мемориал ровно неделю назад, и как теперь. Правда, окрестные дороги размыло нафиг, к самому памятнику не подъехать - только пешком. Человек со штативом - это коллеги с Общественного Телевидения России. Они делают сюжет про историю Николая Фадеева.
Здесь, на вершине холма, лежат те, кто погиб в июне 1944 года при прорыве финской оборонительной линии VT. Тут теперь вокруг, прямо на полях жестоких сражений, сплошные садоводства - и вряд ли кто-то из нынешних обитателей Лебяжьего станет хвастаться костями, патронами и осколками, найденными в огороде. Желтый забор одного из участков - в десяти метрах за братским кладбищем.
Старая ель над одним из надгробий. На ней и висела эпитафия лейтенанту Николаю Фадееву. При ближайшем рассмотрении мы даже нашли следы зеленой краски на стволе - именно так была выкрашена деревянная основа, на которой крепилась прежняя табличка
Вот, как это выглядело несколько лет назад, еще до того, как в 2010 году мемориал подвергли реконструкции. Похоже, именно тогда вместе с травой и бурьяном убрали и табличку - вон она, справа на елке, видна сквозь ограду (фото Баира Иринчеева)

Баир Иринчеев показывает телевизионщикам, где и как висела прежняя табличка. Пока что у нас в распоряжении ее сильно уменьшенная копия:





Между тем, на могильных плитах в Куутерселькя нет ни одного Фадеева. Зато есть Фатеев Н. А. Учитывая военную небрежность писарей - крайне велика вероятность, что этот тот самый лейтенант Николай Фадеев, которому отец привез такое трогательное последнее письмо.

Впрочем, этот вопрос еще предстоит прояснить до конца. Кое-что уже есть: в базе данных Мемориал нашлись любопытные документы. Гвардии лейтенант Фатеев Николай Афанасьевич командовал взводом танков Т-60 в той самой битве при Куутерселькя. 12 июня 1944 года он погиб смертью храбрых. Его танк был подбит, но Фатеев не покинул горящую машину и продолжал вести огонь по противнику - ровно столько, сколько мог. За это посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Вероятность ошибок и опечаток в военных документах еще предстоит выяснить. Также надеемся, что удастся найти следы Николая Фадеева (Фатеева) и его отца, установившего здесь эту эпитафию - работа будет продолжаться. Но как бы то ни было - табличка, которая была когда-то на братском мемориале в Куутерселькя/Лебяжьем - это уже бесценный и неповторимый памятник. И он обязательно будет восстановлен - в память обо всех тех, кто лежит под этими камнями. Да и под всеми камнями нашей победившего государства.

